Как выберешь краскопульт, так и будешь работать – это одно из главных правил маляра. В России рынок краскопультов богат, выбрать совсем не просто. Продавцы в этом деле зачастую не помощники: они хвалят то, чем торгуют, и рекомендуют дорогие модели. Так что неопытному маляру остается надеяться только на знакомого, который уже в этом деле «собаку съел», или на компетентную статью в журнале. Мы решили совместить эти две идеи и пригласили для беседы в качестве эксперта Егора Королева, руководителя направления «Автосервисное оборудование» компании «Finishing Brands-Россия».
Выбор краскопульта стоит начать, заранее сформировав группы значимых критериев. Мы выделим три фактора, которые важно обдумать до начала выбора бренда и параметров краскопульта. Один из основных критериев – это мощность СТО, или ее «проходимость». Очень важно знать, какими ресурсами по воздуху располагает участок: производительность компрессора, степень очистки. Следует иметь в виду, что на большой станции от компрессора может питаться одновременно много потребителей. Но решать эту задачу должно скорее руководство станции, а не маляр, который должен быть уверен, что производительности компрессора достаточно, чтобы в любых условиях обеспечить стабильную работу краскопульта.
Теперь сформулируем то, что важно уже для выбора краскопульта. Утверждение о том, что нужно иметь отдельный краскопульт для нанесения базы и отдельный – для лака, является аксиомой для любого грамотного специалиста. Безусловно, не всегда есть финансовая возможность приобрести два краскопульта, но это плохой вариант, который мы пока рассматривать не будем. По составу база и лак существенно различаются, а потому и краскопульты должны быть разными. Но это не значит, что они не могут быть однотипными. Это, если угодно, как посуда на кухне: для первого блюда используем один вид тарелок, а для второго – иной. Можно, конечно, упростить процесс, унифицировать посуду. Но все понимают, что это крайность. Маляр, работающий с одним краскопультом, должен мыть его при каждой смене операции. Малейшая небрежность может сыграть злую шутку: например, в лак попадет посторонняя составляющая. Лак и база могут иметь разные растворители. Добавим, что все чаще используются водорастворимые материалы. Поэтому в последнее время даже машины для мойки краскопультов рекомендуется применять отдельно для грунта, базы и лака. Определив число краскопультов и признав, что соответствуют разным видам материала, можно обдумывать особенности и параметры самого краскопульта.
Начнем с базового. Он у большинства маляров считается главным. От того, как нанесена база, зависит цветопередача и в конечном счете – совместимость краски по цвету с соседней деталью. В случае ошибки маляру придется все перекрашивать.
– Главный краскопульт – это тот, которым маляр наносит базу, – уточняет Егор. – Маляр – почти всегда сдельщик. Чем больше он покрасит, тем больше заработает. И по этой причине хорошо бы иметь для нанесения базы два или даже три краскопульта. Ведь современные окрасочно-сушильные камеры достаточно совершенны. Нередко в камеру одновременно помещают несколько деталей под покраску в разные цвета. Сделать это можно намного быстрее, если использовать несколько краскопультов под разные цвета, а лак можно нанести из одного краскопульта на все детали. Таким образом, мы увеличиваем производительность работы окрасочной камеры за счет уменьшения времени на необходимую промывку краскопультов при каждой смене цвета. Важное качество рабочего инструмента – это удобство работы. В случае с краскопультом это важно вдвойне. Хороший краскопульт позволяет в значительной мере избежать проблем, подстерегающих любого маляра, в частности так называемой «яблочности».
– Остановимся на этой проблеме подробнее.
– Как правило, на «яблочность», или «облачность», влияют несколько факторов. В первую очередь, это выбор разбавителя для базы и температурный режим при ее нанесении. Если, например, в окрасочной камере +30 °С, а вы наносите серебро, да еще пытаетесь сделать это с использованием стандартного или быстрого разбавителя, то вряд ли вам поможет избавиться от «облаков» любой из краскопультов. Пожалуй, только валик, правда, тут цвет трудно подобрать. Необходимо четко, с соблюдением рекомендованной температуры применять разбавители для базы. Напрямую влияет и точность добавления разбавителя и соблюдение необходимой вязкости. Некоторые маляры до сих пор разводят краску «на глаз», умышленно не доливают или добавляют больше нормы разбавителя, объясняя это какими-то индивидуальными параметрами окрасочной камеры или климатическими условиями. Ну и, конечно же, важен правильный выбор краскопульта, а вернее – его технических параметров для нанесения базы. Во время покраски перед маляром стоят две основные задачи: качественно нанести базу и качественно нанести лак. Но это два разных материала с разными свойствами, и каждый из них со своими «причудами», не говоря уже о том, что у разных производителей и базы разные (они теперь бывают еще сольвентные и водные). С лаками то же самое. Разные лаки – разные свойства. Поэтому выбрать правильный краскопульт – это весьма непростая задача.
Наиболее широкие возможности реализованы в окрасочном оборудовании DeVILBISS. Краскопульт этой фирмы сконструирован по принципу единого корпуса. Для краскопульта предусмотрены четыре воздушных головы, которые в сочетании с различными соплами обеспечивают различные технологические параметры краскопульта. Это не означает, что достаточно иметь один краскопульт и коробку с дюзами и воздушными головами. Гораздо важнее максимально точно подобрать краскопульты с учетом индивидуальных особенностей автосервиса для качественного нанесения материалов. Наши краскопульты имеют гибкие возможности по выбору самой воздушной головы. Когда микрокапельки краски подхватываются воздушным потоком и укладываются на окрашиваемую поверхность, именно воздушная голова «отвечает» за равномерность покраски. Естественно, кроющая способность зависит не только от конструктивных характеристик пистолета, но и от свойств краски. Например, хорошей кроющей способностью обладают черные, темно-синие, коричневые цвета. По технологии, например, необходимо, осуществлять окраску поверхности таким цветом в два полных слоя с дополнительным опылом. Но если взять серебристый цвет, желтый или ярко-красный перламутр, то маляру порой удается разве что с пятого слоя слегка укрыть изделие. Если у маляра есть возможность выбрать для своего пистолета воздушную голову, позволяющую создать более плотный факел, он сможет вместо пяти-шести слоев положить три и обеспечить отличное покрытие. Увеличивается скорость работы, а вместе с ней – и зарплата.
– Но мы ведь говорили о «яблочности»?
– «Яблочность» – видовой дефект, он объясняется неравномерным укрытием. Выглядит, как пятнистость поверхности, когда разные участки имеют разную плотность покраски, разный глянец. Сама неравномерность возникает под влиянием ряда факторов, начиная от температуры воздуха и заканчивая конструкцией краскопульта. Яблочность чаще всего образуется при работе на серебристых тонах, на сольвентных красках (а таких на рынке – все еще до 90 %). Водные краски более плотные, там такой дефект встречается реже. При покраске зимой яблочность менее вероятна, чем летом, когда температура воздуха выше. Причина, как ни странно, лежит часто не в технической сфере, а в экономической. При более высокой температуре воздуха следует использовать «медленный» растворитель, но в интересах экономии используют и зимой, и летом один и тот же стандартный состав.
«Яблочность» особенно ярко проявляется при работе с серебристыми красками, в них пигмента почти нет, есть только частицы алюминия. Ими укрыть чрезвычайно трудно: достаточно в солнечный денек посмотреть на свежеокрашенную поверхность – и пятна станут видны даже неопытному глазу. Решить такую проблему можно только за счет более плотного укрытия. Вот тут и можно снова вернуться к примеру, с краскопультами DeVILBISS, которые позволяют правильно подобрать дюзы и обеспечивают варианты по параметрам за счет разных воздушных голов. Практически можно сказать, что за счет подбора опытный маляр может избежать яблочности в 80 % случаев, что уже неплохо. Однако мы не обсуждаем профессионализм. В нормальных условиях маляр среднего уровня должен взять стандартный краскопульт и при стандартных настройках сделать работу без больших ошибок. Конечно, опытный маляр может отрегулировать пистолет под себя. Но, как только маляр начинает менять настройки, он уходит от изначальной установки цвета: колорист, делая цвет, работает при давлении 2 атм., стандартном расстоянии от краскопульта до тестовой пластины, кладет положенное по технологии число слоев. Как только маляр проявляет самостоятельность, растет риск разнотона и яблочности. Так вот, краскопульты DeVILBISS за счет более плотного факела позволяют избегать яблочности.
– Итак. Первый параметр при выборе конкретного краскопульта – гибкость в настройке параметров. Что еще важно учесть?
– Ширину факела. Если факел слишком узкий, приходится делать большое количество проходов. Маляр устает, теряет время. И логично, казалось бы, выбрать краскопульт с очень широким факелом – до 40 см. Мы пробовали давать такие краскопульты малярам, которые говорят, что им нравится подобный инструмент. И ничего хорошего не вышло: маляр не успевает следить за процессом, меняет расстояние до детали. Оптимальный размер факела – от 20 до 30 (до 32 см, не больше). Работая с таким факелом, маляр среднего уровня профессионализма вполне успевает следить за ним, не допуская потеков. Это очень похоже на управление автомобилем: средней квалификации водитель вполне справляется с управлением на привычных скоростях движения; на скорости под 200 км/ч он может допустить непростительные ошибки.
– Еще критерии?
– Если одним словом – эргономика. Это понятие включает в себя, например, легкость нажатия на спусковой крючок. Работая на больших поверхностях, маляр долго держит краскопульт в руках. Если курок будет тугим, палец устанет, исчезнет легкость в работе, появятся ошибки. Даже расстояние от спускового крючка до ручки имеет значение! В последней модели наших краскопультов расстояние уменьшено, сокращен свободный ход курка, благодаря чему рука меньше устает.
– Насколько специфичны требования к краскопульту для лака?
– Мы уже отметили: желательно, чтобы краскопульты для базы и для лака были однотипными. Но по своим качествам воздушная голова краскопульта для лака должна пропускать большое количество воздуха, потому что лак обладает большей вязкостью. Требуется более значительная дисперсность капель. Очень тщательное их разбиение, а для этого нужен мощный поток воздуха. То есть нужно работать не на низком давлении, а на среднем. Низким, кстати, считается давление 0,7 бара на выходе из воздушной головы (оно обозначается HVLP); технология среднего давления обеспечивает на выходе из воздушной головы показатели от 1,4 до 1,7 бара. При этом давлении разбивание краски происходит интенсивно, но и расход ее несколько увеличивается.
В России маляры любят использовать дюзы 1,4 мм, чтобы уж налить – так налить. Это решение, по-моему, неидеальное. Во-первых, это существенно повышает расход лака. Возьмем два соседних размера: 1,3 и 1,4 мм. Разница ничтожная? Но она влияет и на расход, и на качество работы. Если цель просто залить все лаком, то, конечно, оправданно использовать сопло 1,4. Но для высокого качества конечного результата надо ставить 1,3. Через сопло меньшего диаметра будет проходить меньше краски (лака); а воздушная голова подаст в обоих случаях одинаковое количество воздуха. Более мелкие, тщательно «разбитые» капли сформируют покрытие хорошего качества. По скорости маляр в этом случае немного проиграет. Однако на финишной стадии скоростью уже можно пожертвовать в угоду качеству, не так ли? Впрочем, жизнь порой диктует нам те или иные решения. Например, на небольших СТО намеренно заливают базу толстым слоем лака по совершенно прозаической причине: при сушке не могут обеспечить надлежащую чистоту воздуха. Мусор с поверхности приходится удалять за счет полировки. Вот в таких ситуациях обычно и вспоминают про сопла диаметром 1,4 мм. Что еще раз подтверждает: для разных условий оптимальны разные решения. Мы, естественно, пытаемся объяснять, что два тонких слоя сохнут быстрее, чем один толстый, к тому же качество работы в первом случае выше, но, похоже, российская ментальность часто оказывается несгибаемой.
– Есть ли универсальные решения? Ведь той же небольшой СТО куда удобнее не подстраивать покупку оборудования под конкретного маляра, а решить проблему для «среднего».
– Я уже говорил, что наши краскопульты имеют универсальный корпус. Он сочетается с универсальной воздушной головой, которая будет подходить и под базу, и под лак. Редкий случай, когда универсальное не проиграет специализированному. Мы работаем с великолепным инструментом, который даже при сравнительно низкой квалификации маляра способен обеспечить достойное качество работ. А если маляр имеет не только руки, но еще и хорошую голову, то он может вообще творить чудеса.
– Давайте еще раз уточним ситуацию с выбором на примере. Предположим, имеется относительно небольшая СТО. Как выбирать?
– Многие малые и средние СТО имеют низкие ресурсы по сжатому воздуху. На этапе первичного выбора для них критически важен именно этот показатель. Краскопульт HVLP в среднем расходует 450 литров воздуха в минуту. Наш краскопульт с универсальной воздушной головой Т110, которая пришла на смену голове Т1, «съедает» только 270 литров воздуха в минуту. За счет меньшего расхода воздуха сокращается и расход материалов. Расход лака уменьшается примерно на 15 %. Важно при выборе учесть и способность оборудования длительное время поддерживать подачу. Все, что сказано выше, хорошо «работает» в отношении сольвентных красок, которые пока превалируют на нашем рынке. Как только мы начинаем обсуждать с клиентом краски на водной основе, выбор осложняется. От бренда к бренду такие краски имеют разную вязкость и требуют разного подхода. Некоторые компании предлагают рынку уже второе поколение водных красок, которое существенно отличается от красок первого поколения того же бренда! В свете перечисленного выбор усложняется. Узкоспециальные решения становятся роскошью, ведь условия игры постоянно меняются, а покупать оборудование снова и снова дорого. Успех инженеров DeVilbiss кроется в том, что компания работает не только с автомобильным рынком, но и с индустрией в широком смысле слова. На этом рынке имеются индустриальные пистолеты, к которым можно подобрать воздушные головы более чем из полутора десятков, разработанных и рекомендованных заводом. Понятно, что при таком наборе всегда можно найти выгодную комбинацию с заданными параметрами по форме факела, расходу воздуха и материалов.