Сжатый воздух, используемый для нанесения лакокрасочных материалов методом пневматического распыления и поступающий от компрессора по воздушным магистралям к краскопультам, содержит ряд примесей: влагу, минеральные масла, твердые включения (пыль).
Пути их проникновения в воздух различны. Лёгкие фракции паров масла имеются в сжатом воздухе, поступающим от поршневых и ротационных компрессоров, в которых для смазки цилиндров применяются минеральные масла. Влага в сжатом воздухе появляется при засасывании в компрессор влажного атмосферного воздуха и его конденсации. Зачастую источник сжатого воздуха находится на значительном расстоянии от окрасочного участка, и воздух проходит через зоны, имеющие различную температуру. Это также является причиной выделения влаги из воздуха. С течением времени на внутренней поверхности воздуховодов появляется ржавчина, частицы которой отделяются и захватываются сжатым воздухом.
Примеси, содержащиеся в воздухе, подаваемом на распыление при определенных концентрациях могут влиять на качество получаемого покрытия, например, снижать блеск, твердость и адгезию, увеличивать пористость пленки и т.п.
Для очистки сжатого воздуха применяют различные метода улавливания избыточной влаги, масла и твердых частиц, не изменяющих других параметров воздуха: инерционное (центробежное) разделение воздуха и капель влаги, масла и твердых частиц при мгновенном изменении скорости или направлении потока и контактное разделение воздуха и капель влаги при прохождении потока через фильтрующий слой без химического взаимодействия с ним.
Влагомаслоотделитель представляет собою вертикальный резервуар цилиндрической формы со сферическим днищем и крышкой. В качестве фильтрующего материала в масловодоотделителе используется кокс (размер частиц 20-25 мм) с несколькими прослойками войлока.
Воздух поступает в влагомаслоотделитель через впускной кран, проходит в нижнюю часть резервуара, а затем направляется через фильтр вверх, оставляя на слоях кокса и войлока частицы воды и масла. Очищенный воздух проходит через редуктор, редуцируется до нужного давления и через выпускные краны подается к краскораспылителям.
Весьма эффективно применение комбинированного способа очистки сжатого воздуха, который используется в ряде конструкций компактных малогабаритных влагомаслоотделителей.
Для эффективной работы влагомаслоотделителей необходимо периодически во время работы и по ее окончании отрывать спускной кран и освобождать масловодоотделитель от скопившихся в нем влаги и масла. Если давление воздуха в сети соответствует необходимому для распыления лакокрасочного материала, отбор воздуха к краскопультам осуществляется без редуцирования