Красочный туман при пневматическом распылении лакокрасочных материалов дело обычное и привычное. При этом во время работы он может доставлять маляру массу неприятностей: повышенный расход лакокрасочного материала, большое количество загрязненного красочными частицами воздуха, которым не только неприятно, но часто опасно дышать. Конечно, полностью избавиться от образования красочного тумана при пневматическом распылении невозможно, но снизить его количество вполне реально.

Для снижения потерь краски на туманообразование, необходимо поддерживать давление сжато­го воздуха на распыление на минимальном уровне, при этом оно должно быть достаточным для создания требуемого по качеству лакокрасочного покрытия. К образованию чрезмерного количества тумана приводит слишком высокое давление воздуха — не долетающий до поверхности или отраженный от нее распыляемый лакокрасочный материал и создает тот самый пресловутый туман. С другой стороны, слишком низкое давление воздуха вы­зывает образование неровного, шероховатого покрытия. Как же избежать этих двух крайностей?

Итак, во-первых, необходимо знать, что рекомендуемые величины давления сжатого воздуха на распыление относятся к давлению непосредственно в воздушной головке. Если давление воздуха определяется по манометру, установленному на рабочем месте, следует учитывать потери давления в краскопульте и в шлангах. В среднем потери давления сжатого воз­духа могут достигать 0,002 МПа (0,2 атм) в зависимости от конструкции традиционного краскопульта. Потери давления в шланге, который подводит сжатый воздух в краскопульт, зависят от его диаметра и длины, и чтобы их снизить рекомендуется выбирать бо­лее короткий шланг и избегать малого диаметра. Показатели потерь давления в шлангах приведены в таблице после текста, они определены при ра­боте краскопульта с воздушной головкой, которая при давлении сжатого воздуха на распыление 4 атм обеспечивает расход 8 м3/ч.

Некоторые модели краскопультов имеют регуляторы давления распыляющего воздуха непосредственно в корпусе, другие модели могут быть дополнительно оснащены регулятором давления с манометром, вмонти­рованным в рукоятку краскопульта на входе. Но в любом случае, на ра­бочем месте маляра, у подвода воздушной сети к камере должен быть установлен регулятор давления сжатого воздуха с манометром.

Подачу краски через сопло, как правило, лучше регулировать правиль­ным подбором типа и размера распылительной головки для краскопультов с верхним или нижним бачком или давлением на краску для краскопультов с принудительной подачей. Для большинства случаев отверстие сопла при отведении запорной иглы назад рекомендуется держать полностью открытым.

При окраске изделий небольших размеров сложной конфигурации лучше использовать круглый или чуть сжатый факел распыляемого лакокрасочного материала. Следует помнить, что применение плоского факела ведет к удвоенному расходу воздуха и, как следствие, к увеличению потерь на туманообразование.

Внутренний диаметр

Шланга, мм.

Давление, атм.

Потери давления воздуха в атм. по длине шланга м.

1,5

3

4,5

6

7,5

15

6

2,8

0,42

0,56

0,66

0,77

0,89

1,68


3,5

0,52

0,7

0,84

0,98

1,12

1,96


4,2

0,63

0,87

1,01

1,17

1,33

2,17


4,9

0,75

1,01

1,19

1,36

1,57

2,38

9

2,8

0,16

0,19

0,23

0,24

0,28

0,59


3,5

0,21

0,24

0,28

0,31

0,35

0,7


4,2

0,26

0,31

0,36

0,38

0,42

0,8


4,9

0,31

0,37

0,42

0,47

0,51

0,91