10.02.2010
1. Метод безвоздушного распыления. Его основы, достоинства и недостатки.При нанесении краски методом безвоздушного распыления дробление ЛКМ происходит без участия сжатого воздуха. Термин «безвоздушное распыление» — условный. Под ним подразумевается дробление капель краски за счет высокого гидравлического давления, оказываемого на него, и вытеснения с большой скоростью через эллиптическое отверстие специального сопла. При этом потенциальная энергия ЛКМ при выходе его в атмосферу переходит в кинетическую, возникают завихрения, приводящие к пульсации струи, развитию колебаний и деформации поверхности струи. Деформация усиливается благодаря гидродинамическому воздействию окружающего воздуха и приводит к образованию облака аэрозоля, размер капель которого колеблется в широком диапазоне. За счет полученной кинетической энергии капли ЛКМ движутся к окрашиваемой поверхности и, преодолевая сопротивление воздуха, тормозятся и мягко настилаются на поверхность. Часть наиболее мелких капель теряет скорость и, не долетая до окрашиваемой поверхности, выпадает из окрасочного факела, оседая на полу и окружающих предметах.
Размер капель распыляемого материала зависит от давления геометрических размеров и формы отверстия безвоздушного сопла, расхода материала и его физических свойств.
Преимущества безвоздушного распыления краски по сравнению с пневматическим распылением:
· резко снизить потери ЛКМ на туманообразование;
· уменьшить расход растворителей в связи с возможностью распыления более вязких ЛКМ;
· снизить мощность вентиляции, так как необходимо удалять в основном только пары растворителей;
· увеличить производительность труда (особенно при окрашивании больших площадей);
· уменьшить в ряде случаев трудоемкость окрасочных работ благодаря возможности нанесения покрытий большей толщины;
· значительно снизить загазованность помещений и улучшить санитарно-гигиенические условия работы в цехе, особенно при недостаточной вытяжной вентиляции.
В отличие от факела, образующегося при работе пневматического краскопульта, при безвоздушном распылении факел распыляемого ЛКМ резко очерчен и почти не образует красочного тумана.
К недостаткам метода безвоздушного распыления относятся:
· сравнительно больший расход ЛКМ через сопло и, как следствие, неэффективность применения безвоздушного распыления для окраски отдельных мелких изделий;
· невозможность изменения расхода ЛКМ и ширины факела в процессе работы и, как следствие, ограниченность применения метода безвоздушного распыления при окраске изделий сложной конфигурации (резко возрастают потери ЛКМ, на окрашиваемой поверхности появляются потеки);
· более низкое по сравнению с пневматическим распылением качество получаемого покрытия (в основном III-IV класса по ГОСТ 9.032-74);
· ограниченное применение метода для нанесения материалов с крупными частицами пигмента и наполнителя, легко выпадающими в осадок;
· неэффективность применения метода при необходимости частой смены вида или цвета ЛКМ или распыления малого количества лакокрасочного материала.
Области применения метода безвоздушного распыления – грунтование и окраска изделий среднего и крупного размера плоской или обтекаемой формы для получения покрытий III-IV класса.
2. Краскопульты безвоздушного распыления (высокого давления).
Краскопульты безвоздушного распыления имеют ряд сходных с пневматическими краскораспылителями узлов и механизмов: корпус с рукояткой, головку, штуцер подачи краски и механизм включения подачи краски, выполненный в виде запорной иглы (клапана), которая связана с возвратной пружиной и пусковым крючком.
Однако к краскораспылителям безвоздушного распыления наряду с общими требованиями, которым должен удовлетворять ручной окрасочный инструмент (масса, форма, расположение центра тяжести и др.), предъявляют также дополнительные требования:
· герметичность уплотнений, каналов и полостей, подводящих ЛКМ к распыляющему устройству под давлением 25-30 МПа (250-300 атм) и более;
· соединение краскораспылителя со шлангом высокого давления через поворотный механизм, обеспечивающий возможность свободного поворота краскораспылителя относительно оси шланга без изменения его положения;
· наличие предохранительного устройства, необходимого для предотвращения открывания запорного клапана при случайном нажатии на пусковой крючок;
· наличие встроенного в корпус или головку сменного фильтра тонкой очистки, защищающего отверстие сопла от засорения.
Целесообразно устанавливать на головку яркую пластмассовую насадку, предохраняющую руки от случайного повреждения струей ЛКМ, а сопло – от случайного внешнего засорения.
10.02.2010